Пробег верховых лошадей

Максимально суточные пробеги верхо­вых лошадей могут применяться как метод испытания выносливости отдельных лоша­дей или представителей отдельных пород лошадей, и как способ, позволяющий изучить пути повышения работоспособности лошадей при длительном напряжении в работе. Пробег верховых лошадейМаксимально суточные пробеги ввиду сложности их организации и проведения не могут быть рекомендованы как массовый метод испытания рабочих качеств верхо­вых лошадей. Система тренировки верховых лошадей в течение периода подготовки к пробегу должна строго соответствовать расчетам прохождения дистанции в самом пробеге. Под этим подразумевается правильное распределение аллюров шага, рыси и гало­па и времени работы на этих аллюрах. При соблюдении данного положения успех пробега мог быть лучшим, чего, к сожа­лению, в подготовке лошадей описываемо­го пробега не было.

Существует неправильное мнение о том, что наиболее естественными аллюрами в длительных пробегах верховых лошадей являются шаг и галоп. При прохождении максимальных суточных дистанций, тре­бующих от лошади проявления выносливо­сти (т. е. свойства длительно сохранять рабочее состояние) особое значение при­обретает время работы на рыси, которое должно занимать как в процессе трениров­ки, так и в самом пробеге не менее 50 % времени и пути.

Начинать тренировку надо — с 1 —1,5 часа работы в день, доводить ее в конце подготовки до 6—7 часов и заканчивать конт­рольным пробегом по намеченным расчетам движения примерно на 3/4 дистанции предполагаемого пробега.

Средним сроком подготовки к максималь­ному суточному пробегу необходимо счи­тать 4 месяца. Время работы рысью должно быть максимально удлинено, так как именно на этом аллюре, не говоря о шаге, наиболее экономично расходуются силы лошади. При этом особое преимущество рыси про­является лишь при достаточной продолжительности работы этим аллюром. Галоп в максимальном суточном пробе­ге, как аллюр наиболее резвостный, но чрезвычайно утомительный, используется в роли «переключателя» на другие аллюры.

Каждая лошадь в пробеге должна вес­тись наиболее экономичным для нее типом движения, с чередованием аллюров. (Групповое прохождение дистанции для целей индивидуального изучения работо­способности испытываемых лошадей в силу изложенного не может быть рекомен­довано.

В процессе тренировки для достиже­ния выносливости необходимо увеличивать рабочую нагрузку лошадей удлинением репризов того или иного аллюра. Менять аллюры надо с учетом периода экономич­ности, т. е. только тогда, когда лошадь, идя одним и тем же аллюром, начинает проявлять утомление, но ни в коем случае не раньше.

Расчеты движения в самом пробеге должны быть построены так, чтобы на всем протяжении дистанции и тем более в первых двух третях пути лошади не до­водились до состояния утомления, ибо на­чальное утомление усиливает последую­щее.

При длительной работе резвыми аллю­рами, как это имеет место в максимально суточном пробеге, у лошадей обнаружи­ваются так называемые «мертвые точки» (состояние общего переутомления). Опыт показал, что начало такого переутомления проявляется перегревом лошади, а вслед за тем, если не принять соответствующих мер, нарушением деятельности сердца, легких и особенно кишечной перистальтики. Для предупреждения этих явлений необходим частый водопой лошадей малыми порция­ми (1,5 — 2 литра).

Вредно обычное кормление лошадей в пробеге при отдыхе менее 2 часов. За время небольших остановок допустимо кормление только малыми порциями угле­водистых сочных кормов (морковь, арбузы, мелисса). Потеря веса у лошадей в пробеге прямо пропорциональна их утомлению, а восстанавливаемость веса обратно про­порциональна утомлению.

Выносливость лошади, как показы­вают данные подготовки и проведения про­бега, определяется еще в ходе тренировки по способности лошади к наибольшей ра­бочей нагрузке. Однако успех пробега не всегда зависит от объема тренировки, что объясняется индивидуальными особенностя­ми лошади и в первую очередь особенностями нервной системы.