Пробег верховых лошадей
Максимально суточные пробеги верховых лошадей могут применяться как метод испытания выносливости отдельных лошадей или представителей отдельных пород лошадей, и как способ, позволяющий изучить пути повышения работоспособности лошадей при длительном напряжении в работе. Максимально суточные пробеги ввиду сложности их организации и проведения не могут быть рекомендованы как массовый метод испытания рабочих качеств верховых лошадей. Система тренировки верховых лошадей в течение периода подготовки к пробегу должна строго соответствовать расчетам прохождения дистанции в самом пробеге. Под этим подразумевается правильное распределение аллюров шага, рыси и галопа и времени работы на этих аллюрах. При соблюдении данного положения успех пробега мог быть лучшим, чего, к сожалению, в подготовке лошадей описываемого пробега не было.
Существует неправильное мнение о том, что наиболее естественными аллюрами в длительных пробегах верховых лошадей являются шаг и галоп. При прохождении максимальных суточных дистанций, требующих от лошади проявления выносливости (т. е. свойства длительно сохранять рабочее состояние) особое значение приобретает время работы на рыси, которое должно занимать как в процессе тренировки, так и в самом пробеге не менее 50 % времени и пути.
Начинать тренировку надо — с 1 —1,5 часа работы в день, доводить ее в конце подготовки до 6—7 часов и заканчивать контрольным пробегом по намеченным расчетам движения примерно на 3/4 дистанции предполагаемого пробега.
Средним сроком подготовки к максимальному суточному пробегу необходимо считать 4 месяца. Время работы рысью должно быть максимально удлинено, так как именно на этом аллюре, не говоря о шаге, наиболее экономично расходуются силы лошади. При этом особое преимущество рыси проявляется лишь при достаточной продолжительности работы этим аллюром. Галоп в максимальном суточном пробеге, как аллюр наиболее резвостный, но чрезвычайно утомительный, используется в роли «переключателя» на другие аллюры.
Каждая лошадь в пробеге должна вестись наиболее экономичным для нее типом движения, с чередованием аллюров. (Групповое прохождение дистанции для целей индивидуального изучения работоспособности испытываемых лошадей в силу изложенного не может быть рекомендовано.
В процессе тренировки для достижения выносливости необходимо увеличивать рабочую нагрузку лошадей удлинением репризов того или иного аллюра. Менять аллюры надо с учетом периода экономичности, т. е. только тогда, когда лошадь, идя одним и тем же аллюром, начинает проявлять утомление, но ни в коем случае не раньше.
Расчеты движения в самом пробеге должны быть построены так, чтобы на всем протяжении дистанции и тем более в первых двух третях пути лошади не доводились до состояния утомления, ибо начальное утомление усиливает последующее.
При длительной работе резвыми аллюрами, как это имеет место в максимально суточном пробеге, у лошадей обнаруживаются так называемые «мертвые точки» (состояние общего переутомления). Опыт показал, что начало такого переутомления проявляется перегревом лошади, а вслед за тем, если не принять соответствующих мер, нарушением деятельности сердца, легких и особенно кишечной перистальтики. Для предупреждения этих явлений необходим частый водопой лошадей малыми порциями (1,5 — 2 литра).
Вредно обычное кормление лошадей в пробеге при отдыхе менее 2 часов. За время небольших остановок допустимо кормление только малыми порциями углеводистых сочных кормов (морковь, арбузы, мелисса). Потеря веса у лошадей в пробеге прямо пропорциональна их утомлению, а восстанавливаемость веса обратно пропорциональна утомлению.
Выносливость лошади, как показывают данные подготовки и проведения пробега, определяется еще в ходе тренировки по способности лошади к наибольшей рабочей нагрузке. Однако успех пробега не всегда зависит от объема тренировки, что объясняется индивидуальными особенностями лошади и в первую очередь особенностями нервной системы.