Оценка подготовленности всадника и лошади

В практике конного спорта ос­новной педагогической оценкой под­готовленности всадника и лошади в конкуре является спортивный ре­зультат, выражающийся в системе штрафных очков, предусмотренных правилами соревнований. Однако та­кая оценка не всегда отражает ис­тинную картину технико-тактическо­го мастерства всадника и уровень подготовленности лошади. При этом трудно проследить динамику спе­циальной подготовленности всадни­ка и лошади как единое целое. Нет количественных критериев, в доста­точной степени отражающих каче­ственный уровень состояния того или иного звена взаимодействия всадника и лошади, так необходи­мых в педагогической и исследова­тельской деятельности специалистов конного спорта.

Оценка подготовленности всадника и лошадиС этой целью была разра­ботана и апробирована в течение двух лет методика экспертных оце­нок в баллах. Оценка технико-тактической под­готовленности единого целого (всад­ник — лошадь) проводится несколь­кими экспертами (желательно не менее трех) так же, как и при су­действе в выездке или в манежной.

Практика уже показала, что зоо­инженеры, получившие спортивную квалификацию, успешно работают и в коннозаводстве спортивного наезде в троеборье, которые затем суммируются, а сумма делится на число экспертов.

Оценивается каждый прыжок от­дельно по десятибалльной шкале. При этом исполнение каждого прыжка условно расчленяется на три части, в которых учитывается ряд элементов.

Так, первая часть прыжка — под­ход к препятствию состоит из: ра­циональности заезда и применения всадником средств управления, оп­тимальности выхода на место отталкивания, плавности ускорения лоша­ди, ее выезженности, посадки всад­ника.

Вторая часть — собственно пры­жок, в котором учитывается: опти­мальность траектории полета, им­пульс лошади во время прыжка, ее «баскюль», посадка всадника, опре­деляющая его действия во время прыжка.

К третьей части прыжка мы от­несли приземление и отход от пре­пятствия (один-два темпа галопа, на которых идет восстановление равновесия).

Каждый элемент первых двух ча­стей оценивается в один балл. Все составные части имеют оценку по их значимости на достижение по­ложительного результата прыжка.

С нашей точки зрения подход к препятствию является самым ответ­ственным моментом в преодолении препятствия, так как здесь проходит основная подготовка всадником лошади к предстоящему прыжку. Именно в этой его части, в зависи­мости от квалификации и коррект­ности воздействий всадника, в нерв­ных структурах лошади, формирует­ся соответствующая функциональная система предстоящего прыжка. Кроме того, в этот момент наибо­лее проявляется конфликтность между всадником и лошадью, ко­торая имеет прямую зависимость от степени ее выезженности. Поэтому эту часть прыжка мы оцениваем в пять баллов.

Сам прыжок, являясь собственно кульминационным моментом в со­ревнованиях по преодолению пре­пятствий, требует высокой оценки. Мы полагаем, что его целесообраз­но оценить в четыре балла.

Третью же часть мы оцениваем всего лишь в один балл, несмотря на то, что в некоторых случаях она играет существенную роль. В этом случае третья часть прыжка орга­нически связана с первой частью предстоящего, в связи с чем экс­перт имеет возможность более пол­но оценить мастерство партнеров.

Ошибки классифицируются: на грубые — 0,5 балла, значительные — 0,3 балла и незначительные — 0,1 балла. К грубым ошибкам следует относить ошибки, вследствие кото­рых существенно искажается пры­жок. Примерами грубых ошибок при подходе партнеров к препятствию могут быть: неоправданно неудоб­ный заезд на препятствие, откро­венная борьба с лошадью, утриро­ванная посадка, выраженное умень­шение скорости движения перед от­талкиванием, слишком далекое или близкое отталкивание лошади и так далее. На прыжке: явное опе­режение или отставание всадника по отношению лошади в период груп­пировки и отталкивания, прыжок «козлом», зависание, явное проги­бание лошади в полете.

В третьей части прыжка к таким ошибкам можно отнести: опускание всадника в седло, грубое воздейст­вие поводом, потеря равновесия всадника или устойчивости лошади.

К незначительным ошибкам мож­но отнести любое отклонение от классического стиля преодоления препятствия, не оказывающих суще­ственных воздействий на структуру выполняемого прыжка (излишнее воздействие средствами управления, неэстетичность посадки, относитель­но близкое отталкивание при хоро­шем баскюлировании лошади).

Значительные ошибки занимают промежуточное положение между грубыми и незначительными ошиб­ками, но кроме того могут иметь свою специфичность (резкое уско­рение перед прыжком или слиш­ком утрированное сокращение дви­жения лошади по дистанции между прыжками, излишнее применение хлыста или шпор).

Мы полагаем, что данная методи­ка поможет специалистам конного спорта (конкур, троеборье) получать количественные характеристики, по­зволяющие сопоставлять уровень подготовленности различных пар всадников и лошадей как в целом, так и выявлять их отдельные слабые звенья в технике и тактике при пре­одолении препятствий.