Оценка подготовленности всадника и лошади
В практике конного спорта основной педагогической оценкой подготовленности всадника и лошади в конкуре является спортивный результат, выражающийся в системе штрафных очков, предусмотренных правилами соревнований. Однако такая оценка не всегда отражает истинную картину технико-тактического мастерства всадника и уровень подготовленности лошади. При этом трудно проследить динамику специальной подготовленности всадника и лошади как единое целое. Нет количественных критериев, в достаточной степени отражающих качественный уровень состояния того или иного звена взаимодействия всадника и лошади, так необходимых в педагогической и исследовательской деятельности специалистов конного спорта.
С этой целью была разработана и апробирована в течение двух лет методика экспертных оценок в баллах. Оценка технико-тактической подготовленности единого целого (всадник — лошадь) проводится несколькими экспертами (желательно не менее трех) так же, как и при судействе в выездке или в манежной.
Практика уже показала, что зооинженеры, получившие спортивную квалификацию, успешно работают и в коннозаводстве спортивного наезде в троеборье, которые затем суммируются, а сумма делится на число экспертов.
Оценивается каждый прыжок отдельно по десятибалльной шкале. При этом исполнение каждого прыжка условно расчленяется на три части, в которых учитывается ряд элементов.
Так, первая часть прыжка — подход к препятствию состоит из: рациональности заезда и применения всадником средств управления, оптимальности выхода на место отталкивания, плавности ускорения лошади, ее выезженности, посадки всадника.
Вторая часть — собственно прыжок, в котором учитывается: оптимальность траектории полета, импульс лошади во время прыжка, ее «баскюль», посадка всадника, определяющая его действия во время прыжка.
К третьей части прыжка мы отнесли приземление и отход от препятствия (один-два темпа галопа, на которых идет восстановление равновесия).
Каждый элемент первых двух частей оценивается в один балл. Все составные части имеют оценку по их значимости на достижение положительного результата прыжка.
С нашей точки зрения подход к препятствию является самым ответственным моментом в преодолении препятствия, так как здесь проходит основная подготовка всадником лошади к предстоящему прыжку. Именно в этой его части, в зависимости от квалификации и корректности воздействий всадника, в нервных структурах лошади, формируется соответствующая функциональная система предстоящего прыжка. Кроме того, в этот момент наиболее проявляется конфликтность между всадником и лошадью, которая имеет прямую зависимость от степени ее выезженности. Поэтому эту часть прыжка мы оцениваем в пять баллов.
Сам прыжок, являясь собственно кульминационным моментом в соревнованиях по преодолению препятствий, требует высокой оценки. Мы полагаем, что его целесообразно оценить в четыре балла.
Третью же часть мы оцениваем всего лишь в один балл, несмотря на то, что в некоторых случаях она играет существенную роль. В этом случае третья часть прыжка органически связана с первой частью предстоящего, в связи с чем эксперт имеет возможность более полно оценить мастерство партнеров.
Ошибки классифицируются: на грубые — 0,5 балла, значительные — 0,3 балла и незначительные — 0,1 балла. К грубым ошибкам следует относить ошибки, вследствие которых существенно искажается прыжок. Примерами грубых ошибок при подходе партнеров к препятствию могут быть: неоправданно неудобный заезд на препятствие, откровенная борьба с лошадью, утрированная посадка, выраженное уменьшение скорости движения перед отталкиванием, слишком далекое или близкое отталкивание лошади и так далее. На прыжке: явное опережение или отставание всадника по отношению лошади в период группировки и отталкивания, прыжок «козлом», зависание, явное прогибание лошади в полете.
В третьей части прыжка к таким ошибкам можно отнести: опускание всадника в седло, грубое воздействие поводом, потеря равновесия всадника или устойчивости лошади.
К незначительным ошибкам можно отнести любое отклонение от классического стиля преодоления препятствия, не оказывающих существенных воздействий на структуру выполняемого прыжка (излишнее воздействие средствами управления, неэстетичность посадки, относительно близкое отталкивание при хорошем баскюлировании лошади).
Значительные ошибки занимают промежуточное положение между грубыми и незначительными ошибками, но кроме того могут иметь свою специфичность (резкое ускорение перед прыжком или слишком утрированное сокращение движения лошади по дистанции между прыжками, излишнее применение хлыста или шпор).
Мы полагаем, что данная методика поможет специалистам конного спорта (конкур, троеборье) получать количественные характеристики, позволяющие сопоставлять уровень подготовленности различных пар всадников и лошадей как в целом, так и выявлять их отдельные слабые звенья в технике и тактике при преодолении препятствий.